Подпишитесь на нашу рассылку

* поля обязательные для заполнения
*E-Mail:
Имя:
Фамилия:
Нажимая кнопку "Подписаться" вы выражаете свое согласие на обработку ваших персональных данных (имени, электронного адреса) для получения рассылки.

Новости

Международный Форум BIT-2019

21.01.2019
Международный Форум BIT-2019 «Бизнес и ИТ. Вокруг ЦОД. Вокруг Облака. Вокруг IoT. Вокруг IP» в Ростове-на-Дону.
читать

С Новым 2019 годом!

28.12.2018
Наши теплые пожелания друзьям, партнерам и коллегам!
читать
к списку

Методы калькуляции себестоимости продукции

Методы калькуляции себестоимости продукции

Для того, чтобы эффективно управлять производством и ценообразованием, необходимо понимать, каким образом распределяются затраты на вашем предприятии и корректно ли сделан расчет себестоимости продукции или услуги.

Методы калькуляции себестоимости продукции

Калькуляция полной себестоимости

Процесс состоит из нескольких этапов:

Этап 1. Сбор данных о затратах в разрезе центров учета (производственных, обслуживающих, управленческих). На данном этапе необходимо понять, каким образом происходит распределение затрат в компании.

Этап 2. Перераспределение затрат обслуживающих центров на производственные.

Этап 3. Формирование нормативов затрат и ставок поглощения

    

Рассчитать полную себестоимость продукции можно разными способами. Важно понимать, что итоговое значение зависит от того, в какой системе координат производится распределение затрат на данную продукцию. Рассмотрим 2 определения полной себестоимости.

Определение №1

Полная себестоимость = Полная производственная себестоимость* + Административные расходы + Накладные расходы на реализацию и сбыт.

*Полная производственная себестоимость = Прямые материальные затраты + Прямые трудовые затраты + Прочие прямые затраты + Производственные накладные расходы

Определение №2

Полная себестоимость = Прямые затраты на продукт + Справедливая доля накладных расходов, рассчитанная с помощью одного из способов распределения

Из этих определений можно увидеть, что ответы на вопросы: запускать ли новый заказ в производство или насколько существующий объем производства экономически выгоден не всегда очевидны и однозначны. Ведь полная себестоимость готовой продукции может быть различной при выборе разных баз распределения накладных расходов (выручка, человеко-часы, машино-часы и т.д.). Кроме того, после распределения накладных расходов рентабельная продукция может оказаться убыточной и наоборот.

Какие же бывают методы распределения затрат? И самый главный вопрос: как выбрать тот, который подходит именно Вашей компании?

Предлагаем рассмотреть наиболее популярные методы расчета себестоимости продукции, работ или услуг, основанные на различных методах распределения затрат.

Методы распределения затрат:

  • Традиционный метод распределения затрат
  • Предельные затраты и калькуляция себестоимости по предельным затратам
  • АВС – метод
  • Целевая стоимость (Target Costing).

Чтобы было легче разобраться в теме, давайте определимся с понятиями.

Прямые затраты — часть расходов предприятия на производство продукции, которые непосредственно связаны с процессом изготовления продукции и могут быть включены в себестоимость единицы изделия.

Косвенные затраты — затраты, которые, в отличие от прямых затрат, не могут быть напрямую отнесены на себестоимость производимой продукции. Например, административно-управленческие расходы, затраты на повышение квалификации персонала, расходы на вспомогательные и обслуживающие производства.

Постоянные затраты – это затраты отчетного периода, они не изменяются в краткосрочной перспективе, не зависят от уровня деловой активности предприятия и относятся на финансовый результат того периода, в течение которого они были понесены.

Переменные затраты — затраты, возникающие при производстве продукции, величина которых зависит от объёма выпуска продукции. Основным признаком, по которому можно определить, являются ли затраты переменными, является их исчезновение при остановке производства.

  1. Традиционный метод распределения затрат

Традиционный метод – это метод распределения косвенных затрат, при котором все затраты общей суммой распределяются на единицу себестоимости пропорционально уровню деловой активности, характеризующему рассматриваемый вид бизнеса или продукцию.

В качестве уровня деловой активности можно использовать:

  • Объем выпуска продукции (в натуральном и стоимостном выражении)
  • Человеко-часы
  • Машино-часы
  • Расход основных материалов
  • Общую сумму прямых затрат

Минус данного метода заключается в том, что происходит «замазывание» реальной эффективности. Важно понимать, что компания в любом случае понесла бы часть косвенных затрат, независимо от процесса производства продукции. А значит, при таком распределении корректного понимания эффективности не происходит.

  1. Предельные затраты и калькуляция себестоимости по предельным затратам

Предельные затраты – затраты, необходимые для производства еще одной единицы продукции. Т.е. это затраты на единицу продукции, которых удалось бы избежать, если бы данная единица не производилась.

Калькуляция себестоимости по предельным затратам представляет собой альтернативу расчета себестоимости с полным распределением затрат.

В расчете себестоимости учитываются только переменные затраты. В данном случае:

Себестоимость = переменные затраты

Они включают в себя:

  • Прямые материальные затраты,
  • Прямые трудовые затраты;
  • Переменные производственные накладные расходы

Возможно:

  • Некоторые прямые производственные расходы на единицу продукции

Данный метод распределения затрат является достаточно эффективным, т.к. дает возможность управленцу принимать более обоснованные решения об увеличении/уменьшении объема производства продукции, при формировании продажных цен и.т.п.

Маржинальный доход – это разница между стоимостью продукта и переменными затратами, которая обеспечивает покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Стоимость = себестоимость + маржинальный доход

Таким образом, информация о себестоимости продукции по предельным затратам позволяет принимать решения о запуске в производство заказов, которые могут не приносить прибыль, но покроют, если и не полную, то большую часть постоянных  затрат.

  1. АВС - метод распределения косвенных затрат

Activity Based Costing (ABC) – это разновидность калькуляции себестоимости с полным распределением затрат, но с принципиально другим подходом к распределению косвенных затрат. В данном случае распределение косвенных затрат происходит пропорционально величинам носителей затрат (причин, которые приводят к возникновению затрат).

Данный метод является более сложным с точки зрения расчетов, но и более точным с точки зрения итогового результата. Понимая, какая прямая затрата тянет за собой какую косвенную, можно максимально точно определить себестоимость.

Для применения АВС – метода необходимо:

  • Дать количественную оценку всем своим накладным расходам
  • Определить и оценить основные причины, ведущие к возникновению затрат

Вместо сбора затрат для отдела или центра затрат по накладным расходам, организация собирает накладные расходы по группам затрат. У каждой группы должен быть носитель затрат. Носитель затрат – это единица деятельности, которая влечет потребление ресурсов и, таким образом, приводит к расходам.

! Важно понимать, что в данном случае стандартных правил не существует! Нужно очень внимательно подходить к определению процесса взаимозависимости затрат.

  1. Целевая стоимость (Таргет костинг)

Таргет-костинг (от англ. target costing — целевая стоимость) — это снижение себестоимости продукции на всем ее производственном цикле, за счет применения производственных, инженерных, научных исследований и разработок.

Данный метод актуален для компаний, в которых действительно есть возможность влиять на себестоимость в  процессе производства. Он используется как общая стратегия, а также как часть маркетинговой стратегии компаниями, которые работают в условиях жесткой конкуренции, когда новые продукты постоянно внедряются на рынок.

Компания устанавливает цену на новый продукт на таком уровне, чтобы завоевать целевую долю рынка. Затем определяется желаемый размер прибыли, а потом рассчитывается максимально допустимый размер затрат на продукт.

Т.е., по сути, процесс происходит методом «от обратного» и для получения необходимой цены на выходе важно понимать, какую максимальную себестоимость предприятие может себе позволить.

Каждый метод расчета себестоимости имеет свои плюсы и минусы. Для того, чтобы эффективно и прибыльно выстраивать бизнес и процессы производства, необходимо очень внимательно и обоснованно выбирать, каким именно методом будет производится калькуляция себестоимости продукции в Вашей компании.

Для консультации по данному вопросу или для организации индивидуального обучения обращайтесь в нашу компанию:

к списку (Руководитель направления Консалтинг и обучение. Консультант по управлению финансами)
Получить подробную информацию можно по телефонам +7(863) 309-04-54 , +7(906) 424-00-66, электронная почта: info@a-five.ru
Поделиться с друзьями