Подпишитесь на нашу рассылку

* поля обязательные для заполнения
*E-Mail:
Имя:
Фамилия:
Нажимая кнопку "Подписаться" вы выражаете свое согласие на обработку ваших персональных данных (имени, электронного адреса) для получения рассылки.

Новости

Новый проект

06.03.2019
По разработке программы модернизации системы управления ресурсами предприятия 
читать

Международный Форум BIT-2019

21.01.2019
Международный Форум BIT-2019 «Бизнес и ИТ. Вокруг ЦОД. Вокруг Облака. Вокруг IoT. Вокруг IP» в Ростове-на-Дону.
читать
к списку

Что такое ССП?

Что такое ССП?

В своей практике организационного консалтинга мы часто используем Систему сбалансированных показателей (ССП), как инструмент, который позволяет управленцу отслеживать и корректировать движение к цели бизнеса по системе показателей в рамках заданной стратегии. В этой статье мы подробно расскажем, что это за инструмент, и почему он так эффективен.

Уже давно бизнес прекрасно понимает, что одних финансовых показателей для оценки деятельности компании и достижения успеха недостаточно. Создание стоимости продукта предполагает инвестиции в клиентов, поставщиков, персонал, производство, технологию, инновационные проекты. А значит, необходимо контролировать качество и эффективность работы в каждом из этих направлений параллельно.

Сбалансированная система показателей (ССП) расширяет финансовые параметры оценки и позволяет охватить все указанные направления. Более того, цели и показатели данной системы логически взаимосвязаны между собой, базируются на мировоззрении и стратегии каждой отдельно взятой компании и рассматривают ее деятельность по четырем категориям:

  1. финансовому,
  2. взаимоотношениям с клиентами,
  3. бизнес-процессам,
  4. развитию персонала.

Мы используем ССП потому что:

  • Система позволяет миссию и стратегию компании перевести в понятные, конкретные для всех уровней сотрудников цели, задачи и показатели.
  • Команде становится понятно, куда они движутся и как, на какие параметры нужно ориентироваться, кто, за что несет ответственность и каковы внутренние взаимосвязи.                                             
  • ССП опирается на стратегическое управление, направленное на долгосрочную перспективу, и предусматривает тактическое и операционное управление.
  • Ее разработка не занимает много времени и можно уложиться в несколько дней.
  • Система имеет простое визуальное воплощение, которое позволяет упростить понимание и принятие системы,
  • Система подходит для бизнеса любого размера, как для крупного, так для малого и среднего.

Для разработки ССП любой компании необходимо совершить следующие шаги:

  1. Четкая формулировка стратегии (или актуализация существующей, если таковая уже была разработана) и ее перевод в стратегические задачи. Если компания хочет не только выжить, но и преуспеть, то ее система оценки и управления, должна исходить из ее конкурентной стратегии и стратегических задач, которые заключают в себе способ достижения целей бизнеса.    
  2. Декомпозиция стратегии и мировоззрения компании в четыре основных составляющих: финансовую, клиентскую, бизнес-процессы и развитие персонала. Определение четких показателей достижения стратегических целей и информирование об этом все подразделения компании. Поскольку невозможно управлять тем, что нельзя измерить.
  3. Планирование. Теперь следует оформить в четкий план действия, необходимые для достижения целей по всем четырем категориям. Таким образом, ССП начинает представлять собой концепцию непрерывного совершенствования и преобразования.
  4. Расширение стратегической обратной связи и информированности, т.е. совершенствование внутренней системы коммуникаций. Это позволяет совместно анализировать и контролировать реализацию плана и получаемые показатели, их движение к запланированным, чтобы вовремя можно было вносить корректирующие действия.  А также совместно проверять гипотезы, на которых строится стратегия. Слово «совместной» является ключевым, поскольку это условие позволяет всем находится в одном информационном поле, согласовано и синхронно разворачиваться и начинать воплощать в жизнь важные управленческие решения, а значит быть более мобильной и адаптивной компанией. Это является обязательным в современных условиях рынка для успешности бизнеса.

Скажем несколько слов о каждом этапе.

Разработка стратегии – это довольно сложный и ответственный этап. В подавляющем большинстве случаев компании прибегают к помощи специалистов в области стратегий для модерации стратегических сессий. Чтобы разработать именно стратегию, а не нечто похожее на нее и не растягивать эту работу в бесконечные дискуссии.

Также для разработки стратегии необходима тщательная подготовка, которая предполагает изучение ситуации на рынке, т.е. маркетинговое исследование, плюс сбор информации и анализ ситуации внутри самой компании. В данном случае нужны специалисты по проведению организационной диагностики или бизнес-аналитики, которые тоже есть в Компании [A]5.

После того, как стратегия готова, можно приступать к разработке четырех основных составляющих ССП. А именно:  

  1. Финансовая составляющая. Как правило финансовые цели относятся к прибыльности компании, доходности капитала или роста объема продаж. Показатели финансовой составляющей являются индикаторами эффективности выбранной стратегии, ее осуществления и реализации общего плана усовершенствования деятельности компании.
  2. Клиентская составляющая. Показатели в данном случае отражают работу с клиентской базой и целевым сегментом рынка. И могут включать в себя степень удовлетворения потребностей клиентов, сохранения клиентской базы, привлечение новых клиентов, объем и доля целевого сегмента рынка. Здесь же должны быть показатели, отражающие ценность предложения компании для клиента: сроки поставок или постоянство введения новых продуктов или услуг. Клиентская составляющая позволяет сформулировать стратегию, ориентированную на потребителя и целевой сегмент рынка.
  3. Составляющая бизнес-процессов определяет основные бизнес-процессы, которые обеспечат достижение целей в двух предшествующих составляющих и которые необходимо усовершенствовать. Они обеспечивают удовлетворение клиентов и целенаправленное поведение в целевом сегменте рынка, а также достижение необходимых финансовых показателей. Показатели в данном случае сосредоточены на оценке работы внутренних бизнес-процессов

Как правило, при разработке ССП, выявляются новые для компании бизнес-процессы, обеспечивающие достижение показателей по клиентам и финансам, которые необходимо разрабатывать и приобретать в них опыт с нуля. Поэтому ССП концентрируется не только на существующих бизнес-процессах, но и высвечивает новые, необходимые для успешной реализации стратегии.

  1. Составляющая обучения и развития персонала. Обеспечивает необходимую инфраструктуру для достижения поставленных выше целей и задач. При разработке ССП часто обнаруживается большой разрыв между существующими возможностями людей, систем, процедур и теми, которые требуются для достижения поставленных целей. Чтобы ликвидировать этот разрыв и нужна четвертая составляющая. Она показывает вектор для инвестирования в развитие персонала и IT систем. Среди критериев этой составляющей могут быть, например, текучка кадров, удовлетворенность работой, повышение квалификации, а также набор навыков и умений, необходимый в новых условиях или на сколько мотивация сотрудников согласуется с общей системой факторов.

Третий шаг – тщательное планирование. Составление самого плана – это, конечно, полдела. Дальше начинается кропотливая работа по реализации запланированного, регулярного отслеживания показателей, корректировка планов, если что-то не получается. При этом важно удерживаться в рамках запланированной концепции, и доводить начатое до логического завершения.

И наконец, четвертое - совершенствование внутренней системы коммуникаций. Любой топ-менеджер согласится, что скорость и легкость информационных потоков внутри компании повышает ее эффективность и управляемость. Обратная связь и информированность – неотъемлемая часть мотивирования сотрудников. Хотя этот пункт и стоит последним, но начинается он еще на этапе стратегической сессии и моделировании ССП. Во многом зависит от стиля управления, корпоративного климата, уровня автоматизации работы компании.

Таким образом, система сбалансированных показателей – это довольно удобная и понятная система управления. Совмещает в себе все три уровня управления – стратегический, тактический, оперативный. Реализует задачу сбалансированно контролировать внешние и внутренние параметры компании. И наш опыт показывает, что она вполне ложится на менталитет российского бизнеса. Более подробно о четырех составляющих, на которых базируется ССП мы расскажем в одной из следующих наших статей.

к списку (Бизнес-консультант, Бизнес-тренер)
Получить подробную информацию можно по телефонам +7(863) 309-04-54 , +7(906) 424-00-66, электронная почта: info@a-five.ru
Поделиться с друзьями