Подпишитесь на нашу рассылку

* поля обязательные для заполнения
*E-Mail:
Имя:
Фамилия:
Нажимая кнопку "Подписаться" вы выражаете свое согласие на обработку ваших персональных данных (имени, электронного адреса) для получения рассылки.

Новости

О проекте по реорганизации работы отдела продаж

23.06.2019
Ход проекта, этапы и содержание работы
читать

Бизнес-симуляция состоялась

15.06.2019
В рамках проекта по повышению эффективности работы Отдела продаж Фабрики перчаток, о котором мы обязательно расскажем вам позже, состоялась бизнес-симуляция по разработанным совместно с сотрудниками компании бизнес-процессам.
читать

Майские тренинги по управлению.

31.05.2019
В мае продолжилась серия тренингов для Компании «Культтовары» и началась в Сети магазинов детской одежды «Капуста».
читать
к списку

Что такое ССП?

Что такое ССП?

В своей практике организационного консалтинга мы часто используем Систему сбалансированных показателей (ССП), как инструмент, который позволяет управленцу отслеживать и корректировать движение к цели бизнеса по системе показателей в рамках заданной стратегии. В этой статье мы подробно расскажем, что это за инструмент, и почему он так эффективен.

Уже давно бизнес прекрасно понимает, что одних финансовых показателей для оценки деятельности компании и достижения успеха недостаточно. Создание стоимости продукта предполагает инвестиции в клиентов, поставщиков, персонал, производство, технологию, инновационные проекты. А значит, необходимо контролировать качество и эффективность работы в каждом из этих направлений параллельно.

Сбалансированная система показателей (ССП) расширяет финансовые параметры оценки и позволяет охватить все указанные направления. Более того, цели и показатели данной системы логически взаимосвязаны между собой, базируются на мировоззрении и стратегии каждой отдельно взятой компании и рассматривают ее деятельность по четырем категориям:

  1. финансовому,
  2. взаимоотношениям с клиентами,
  3. бизнес-процессам,
  4. развитию персонала.

Мы используем ССП потому что:

  • Система позволяет миссию и стратегию компании перевести в понятные, конкретные для всех уровней сотрудников цели, задачи и показатели.
  • Команде становится понятно, куда они движутся и как, на какие параметры нужно ориентироваться, кто, за что несет ответственность и каковы внутренние взаимосвязи.                                             
  • ССП опирается на стратегическое управление, направленное на долгосрочную перспективу, и предусматривает тактическое и операционное управление.
  • Ее разработка не занимает много времени и можно уложиться в несколько дней.
  • Система имеет простое визуальное воплощение, которое позволяет упростить понимание и принятие системы,
  • Система подходит для бизнеса любого размера, как для крупного, так для малого и среднего.

Для разработки ССП любой компании необходимо совершить следующие шаги:

  1. Четкая формулировка стратегии (или актуализация существующей, если таковая уже была разработана) и ее перевод в стратегические задачи. Если компания хочет не только выжить, но и преуспеть, то ее система оценки и управления, должна исходить из ее конкурентной стратегии и стратегических задач, которые заключают в себе способ достижения целей бизнеса.    
  2. Декомпозиция стратегии и мировоззрения компании в четыре основных составляющих: финансовую, клиентскую, бизнес-процессы и развитие персонала. Определение четких показателей достижения стратегических целей и информирование об этом все подразделения компании. Поскольку невозможно управлять тем, что нельзя измерить.
  3. Планирование. Теперь следует оформить в четкий план действия, необходимые для достижения целей по всем четырем категориям. Таким образом, ССП начинает представлять собой концепцию непрерывного совершенствования и преобразования.
  4. Расширение стратегической обратной связи и информированности, т.е. совершенствование внутренней системы коммуникаций. Это позволяет совместно анализировать и контролировать реализацию плана и получаемые показатели, их движение к запланированным, чтобы вовремя можно было вносить корректирующие действия.  А также совместно проверять гипотезы, на которых строится стратегия. Слово «совместной» является ключевым, поскольку это условие позволяет всем находится в одном информационном поле, согласовано и синхронно разворачиваться и начинать воплощать в жизнь важные управленческие решения, а значит быть более мобильной и адаптивной компанией. Это является обязательным в современных условиях рынка для успешности бизнеса.

Скажем несколько слов о каждом этапе.

Разработка стратегии – это довольно сложный и ответственный этап. В подавляющем большинстве случаев компании прибегают к помощи специалистов в области стратегий для модерации стратегических сессий. Чтобы разработать именно стратегию, а не нечто похожее на нее и не растягивать эту работу в бесконечные дискуссии.

Также для разработки стратегии необходима тщательная подготовка, которая предполагает изучение ситуации на рынке, т.е. маркетинговое исследование, плюс сбор информации и анализ ситуации внутри самой компании. В данном случае нужны специалисты по проведению организационной диагностики или бизнес-аналитики, которые тоже есть в Компании [A]5.

После того, как стратегия готова, можно приступать к разработке четырех основных составляющих ССП. А именно:  

  1. Финансовая составляющая. Как правило финансовые цели относятся к прибыльности компании, доходности капитала или роста объема продаж. Показатели финансовой составляющей являются индикаторами эффективности выбранной стратегии, ее осуществления и реализации общего плана усовершенствования деятельности компании.
  2. Клиентская составляющая. Показатели в данном случае отражают работу с клиентской базой и целевым сегментом рынка. И могут включать в себя степень удовлетворения потребностей клиентов, сохранения клиентской базы, привлечение новых клиентов, объем и доля целевого сегмента рынка. Здесь же должны быть показатели, отражающие ценность предложения компании для клиента: сроки поставок или постоянство введения новых продуктов или услуг. Клиентская составляющая позволяет сформулировать стратегию, ориентированную на потребителя и целевой сегмент рынка.
  3. Составляющая бизнес-процессов определяет основные бизнес-процессы, которые обеспечат достижение целей в двух предшествующих составляющих и которые необходимо усовершенствовать. Они обеспечивают удовлетворение клиентов и целенаправленное поведение в целевом сегменте рынка, а также достижение необходимых финансовых показателей. Показатели в данном случае сосредоточены на оценке работы внутренних бизнес-процессов

Как правило, при разработке ССП, выявляются новые для компании бизнес-процессы, обеспечивающие достижение показателей по клиентам и финансам, которые необходимо разрабатывать и приобретать в них опыт с нуля. Поэтому ССП концентрируется не только на существующих бизнес-процессах, но и высвечивает новые, необходимые для успешной реализации стратегии.

  1. Составляющая обучения и развития персонала. Обеспечивает необходимую инфраструктуру для достижения поставленных выше целей и задач. При разработке ССП часто обнаруживается большой разрыв между существующими возможностями людей, систем, процедур и теми, которые требуются для достижения поставленных целей. Чтобы ликвидировать этот разрыв и нужна четвертая составляющая. Она показывает вектор для инвестирования в развитие персонала и IT систем. Среди критериев этой составляющей могут быть, например, текучка кадров, удовлетворенность работой, повышение квалификации, а также набор навыков и умений, необходимый в новых условиях или на сколько мотивация сотрудников согласуется с общей системой факторов.

Третий шаг – тщательное планирование. Составление самого плана – это, конечно, полдела. Дальше начинается кропотливая работа по реализации запланированного, регулярного отслеживания показателей, корректировка планов, если что-то не получается. При этом важно удерживаться в рамках запланированной концепции, и доводить начатое до логического завершения.

И наконец, четвертое - совершенствование внутренней системы коммуникаций. Любой топ-менеджер согласится, что скорость и легкость информационных потоков внутри компании повышает ее эффективность и управляемость. Обратная связь и информированность – неотъемлемая часть мотивирования сотрудников. Хотя этот пункт и стоит последним, но начинается он еще на этапе стратегической сессии и моделировании ССП. Во многом зависит от стиля управления, корпоративного климата, уровня автоматизации работы компании.

Таким образом, система сбалансированных показателей – это довольно удобная и понятная система управления. Совмещает в себе все три уровня управления – стратегический, тактический, оперативный. Реализует задачу сбалансированно контролировать внешние и внутренние параметры компании. И наш опыт показывает, что она вполне ложится на менталитет российского бизнеса. Более подробно о четырех составляющих, на которых базируется ССП мы расскажем в одной из следующих наших статей.

к списку (Бизнес-консультант, Бизнес-тренер)
Получить подробную информацию можно по телефонам +7(863) 309-04-54 , +7(906) 424-00-66, электронная почта: info@a-five.ru
Поделиться с друзьями